Китайский ученый и философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) – основатель гуманистической школы философии, известной как «жуцзя» или конфуцианство, в основе которой лежат принципы добродетели, ритуала и приличия.
Согласно историческим записям, Конфуций был потомком знатного рода Шан, который находился у власти в Китае до возвеличивания династии Чжоу. Его семья, носившая фамилию Кун, переехала в небольшое царство Лу, расположенное на территории современной провинции Шаньдун на востоке Китая. По существовавшей в давние времена традиции отец Конфуция в преклонном возрасте развелся со своей первой женой, потому что она родила ему только дочерей и одного обезображенного сына, и женился на 15-летней девушке, родившей ему сына – Кун Цю (Конфуция). Китайский историк Сыма Цянь называл эти отношения «диким союзом», что, вероятно, указывает на то, что Конфуций был незаконнорожденным ребёнком.
Основные принципы учения Конфуция – личная и государственная мораль, строгая социальная иерархия, справедливость и искренность. Эти ценности получили распространение в Китае и возвысили конфуцианское учение над другими доктринами, такими как легизм и даосизм, во времена династии Хань (206 г. до н.э – 220 г.). Мысли и идеи Конфуция вылились в философское учение, получившее название конфуцианство. В Европе о нём узнали благодаря итальянскому миссионеру-иезуиту Маттео Риччи, который впервые латинизировал имя философа как «Confucius».
Выдвинутые Конфуцием принципы получили широкое распространение в первую очередь благодаря их соответствию морали и традициям китайского общества. Конфуций отстаивал идеи крепкой семьи и преданности, поклонения предкам, уважения старших младшими, уважения родителей своими детьми, а мужей своими женами. Он видел семью, как основу и образец для построения идеального государства. Конфуций сформулировал общеизвестный принцип: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Золотое правило). Он ностальгировал по былым временам и призывал китайцев, особенно политиков, подражать и следовать историческим примерам. Но вызывает сомнение, действительно ли древние правители руководствовались конфуцианскими стандартами при управлении страной.
Конфуцианская политическая мысль основана на мысли этической. Конфуций утверждал, что лучшее правительство придерживается ритуалов и естественной морали людей и не опирается на подкуп и силу.
Хотя Конфуций придерживался идеи всемогущества императора, но, возможно, из-за разрозненного состояния Китая в ту эпоху, его философия содержала ряд принципов, ограничивающих власть правителей. Конфуций выступал за правду в речах, поэтому честность имела первостепенное значение. Даже в выражении лица каждый всегда стремился достичь честности. В дискуссии о взаимоотношениях отца и сына (правителя и подданного), он подчеркивал необходимость должного уважения к старшему по возрасту или рангу. При этом требовалось, чтобы подданный давал советы своему правителю, если считал, что правитель ведет себя неправильно в какой-либо ситуации.
Конфуций стал основоположником частного образования в Китае и предложил идею «пяти добродетелей» - гуманности, справедливости, благопристойности, мудрости и доброго намерения. У него были тысячи учеников и последователей, среди которых было большое количество мудрецов. Конфуций с частью своих учеников путешествовал по миру в течение 13 лет. В поздние годы его жизни было начато создание шести конфуцианских канонов, к которым относятся: Книга песен «Шицзин», Канон исторических записей «Шуцзин», Книга ритуалов «Лицзин», Канон о музыке «Юэцзин» (утрачен), Книга перемен «Ицзин», Книга Весны и осени «Чуньцю». После смерти Конфуция, его ученики и второе поколение учеников упорядочили высказывания, мысли, суждения и поступки Конфуция и его ближайших последователей и создали сборник «Лунь Юй» (Беседы и суждения). «Лунь Юй» стал классическим конфуцианским произведением.
Конфуций – один из мудрейших и самых эрудированных людей своего времени. Еще при жизни его почитали и называли «мудрецом, ниспосланным Небом», а последующие правители Китая прозвали его святым Конфуцием, совершенномудрым, учителем и образцом для всех поколений. Конфуций вошел в число «Десяти самых легендарных личностей мировой культуры». Сегодня в Пекине, Шанхае, Нанкине, в провинции Шаньдун и других регионах Китая можно увидеть Храмы Конфуция, где увековечена память о великом китайском мыслителе и философе. По всему миру можно встретить Институты Конфуция, где преподают китайский язык и культуру, что говорит о важном положении философа в истории мировой культуры.